Как составить CJM и для чего он нужен?
Время на прочтение: 5 минут(ы)Учимся строить Customer Journey Map на кейсе от компании S7
CJM или Customer Journey Map – карта пути клиента. Это инструмент, который помогает визуально представить, какие этапы проходит пользователь: от осознания потребности до первого опыта использования. Такая визуализация помогает взглянуть на продукт со стороны, найти новые инсайты.
Для чего нужен Customer Journey Map
Взгляд на бизнес-процессы “сверху” помогает лучше понимать покупателей: их действия, проблемы и эмоции. Карту пути клиента используют для самых разных целей, в Productstar составляем ее когда хотим:
- больше узнать о наших пользователях
- изучить сегменты аудитории
- найти возможности улучшения нашего сервиса
- устранить барьеры и негативные эмоции на пути клиента
- улучшить коммуникацию и понимание внутри команды
- найти конкурентные преимущества и улучшить наше позиционирование
Создание востребованного продукта завязано на простой идее: увеличивать ценность для клиентов. Для этого нужно быстро решать проблемы пользователей, устранять отрицательные эмоции и усиливать положительные. Эти задачи и помогает решать CJM.
Как создать CJM: основные этапы
1. Определите цель
Составление карты пути клиента — трудоемкий процесс. Перед созданием не забудьте спросить себя: “зачем”? Идеальный ответ: найти идеи улучшения метрики продукта.
Рассмотрим пример CJM компании S7 в Miro. Это пример карты, к которому стоит стремиться. Каждый этап расписан подробно и визуально понятно.
У S7 была задача: увеличить количество постоянных клиентов и продаваемых билетов. Есть четкая цель — приступаем к созданию карты.
2. Соберите как можно больше информации
Помним, Customer Journey Map визуализирует информацию, которую вы собираете о клиентах.
Где искать информацию:
- стейкхолдеры и эксперты (как внутренние, так и внешние)
- отдел продаж и поддержки
- исследования пользователей: Custdev, опросы и интервью (не забывайте и о клиентах конкурентов)
- исследования и аналитика в открытом доступе
- сайты с отзывами, форумы и коммьюнити.
3. Определите сегменты
Клиенты любого сервиса неоднородны. Они отличаются по проблемам, целям и поведению. Смешивать их в образ “идеального покупателя” неправильно. Выделите основные сегменты клиентов и сфокусируйтесь на одном, который позволит достичь вашей цели.
В примере с S7 выделили “персону” целевого сегмента:
Выделим самое важное:
Возраст: 29 лет
Статус клиента: новый
Покупательские ценности:
- пунктуальность и качественное обслуживание
- Завышенные ожидания к лидеру рынка
Покупательское поведение:
- Из-за специфики работы не планирует поездки заблаговременно, билеты покупает ближе к дате вылета
- Старается найти лучшие предложения
- Следует правилу “Доверяй, но проверяй” в отношении агрегаторов услуг
- путешествует без багажа
4. Выделите этапы и точки взаимодействия
Теперь определяем точки соприкосновения и основные этапы на пути пользователя. Помните и об офлайн точках, так учтете все сценарии.
В нашем примере S7 выделены 8 этапов, каждый с действиями клиента и точками контакта:
Поиск билетов: сайт Aviasales.ru, сайт S7 Airlines.
Покупка: cайт, страница подтверждение платежной системы, email.
Ожидание рейса: email, Appstore, приложение на IPhone, SMS, Wallet.
Путь в аэропорт: мобильное приложение, SMS, Push, внешние точки контакт (перрон автовокзала, турникеты аэроэкспресса), табло рейсов из Домодедово.
Нахождение в аэропорту: стойки компании, билетный терминал, экран с рейсами и выходом на посадку, PUSH, SMS.
Рейс: бортпроводники, сообщения по громкой связи физический посадочный талон, интерьер самолёта, упаковка блюд, журнал S7 Airlines.
Путь до точки назначения: интерьер зала прилета и рекламные баннеры, бирка на ручной клади, мобильное приложение на IPhone.
Взаимодействие после рейса: сайт, личный кабинет S7 Priority, форма обратной связи.
5. Опишите ожидания, действия, барьеры и эмоции на каждом этапе
Помните, ваша задача визуализировать весь опыт пользователя.
Во время поиска билетов у клиентов четкая потребность совершить перелет. Он ожидает найти билеты за лучшую цену в удобное время, из ближайшего аэропорта. Пользователь решает проверить цены на официальном сайте, у него появляются дополнительные ожидания: сайтом легко пользоваться, быстро найти билеты.
На разных этапах появляются боли: среднее время задержки рейса 20 минут, нет возможности заказать обратный звонок с главной страницы сайта.
Не забывайте об эмоциях и приоритете для клиента. Это поможет приоритизировать этапы, над которыми стоит поработать в первую очередь.
В примере видно, что на этапе поиска билетов пользователь чувствует себя “нормально”. Возможно, если улучшить опыт и эмоции до “хорошо”, то он с большей вероятностью совершит повторную покупку.
А что дальше?
Вспомнить о цели, ради которой составляли карту пути клиента. Посмотрите на продукт “со стороны” и найдите точки роста, гипотезы по их устранению. Тестирование поможет определить, верны ли ваши выводы.
Если гипотеза провалится, то это не повод сдаваться. Дополните CJM новыми данными, проведите новые исследования и ищите новые идеи!
Основные ошибки при составлении CJM
Отсутствие опыта пользователей
В погоне за быстрым поиском решения, команды составляют CJM на основе собственных представлений о продукте. Да, проводить опросы, интервью и кастдевы долго, но это помогает лучше представлять, как пользуются продуктом. Пожалеете времени и сил — получите искаженное представление о продукте и не найдете проблем клиентов.
Не сделали выводы
Продукт развивается вместе с вами, поэтому важно постоянно обновлять карту пути клиента. Вместо старых барьеров появляются новые, у пользователя возникают новые проблемы и страхи. Составив CJM однажды, не забывайте постоянно возвращаться и проводить повторный анализ.
Путаница с ответственностью
Преимущество CJM — наглядность. Инструмент показывает команде, за какую часть пути пользователя ответственен конкретный сотрудник.
Для этого важно четко отображать ответственность на карте: например, за коммуникацию с клиентом через рекламу отвечает отдел маркетинга, за общение с клиентом по телефону — отдел поддержки, и так далее.
Если в компании путаница с ответственностью, то быстро устранять барьеры клиентов не удастся.
Недостаточно подробностей
Важно учитывать максимальное количество деталей, иначе вы рискуете не найти путей улучшения продукта. Общее правило: если вырвать эмоции, действия или мотивацию пользователя из контекста и ничего не изменится, то CJM недостаточно детализирован.
Рекомендации по созданию Customer Journey Map
Анализируйте всех клиентов
Чтобы понять барьеры на пути клиента опросите купивших и не купивших пользователей. Если выберете только один вариант, например, купивших – рискуете не найти проблемы, которые возникли у другого сегмента.
Проходите путь пользователя лично
Есть проблема: пользователи нам врут, забывают свои эмоции и проблемы. Полагаться только на их опыт не стоит, возникает проблема “сломанного телефона” Люди часто искажают информацию при передаче друг другу, и результат на выходе сильно отличается. Важно, чтобы составители CJM сами прошли путь пользователя, если это возможно. Это поможет лучше понимать, о чем говорят клиенты, их мотивацию и контекст.
Помните о метриках
Востребованный продукт не только решает проблемы пользователя, но и бизнеса. Когда работаете над устранением барьеров, выделяйте метрики, которые хотите улучшить. Для нашего примера с S7 это конверсия в покупателя, частота повторных покупок, для других продуктов метрики будут отличаться.
Инструменты и шаблоны CJM
Построить карту пути клиента можно в Excel и Googlesheets, или в специальных инструментах. Самым популярным является Miro. Скачать шаблон.
Вот пример в Google Sheets из курса Productstar: