Как новичку в IT стать продакт-менеджером?
Время на прочтение: 5 минут(ы) Михаил Карпов, Founder & CEO ProductStar, ex-Product Director Skyeng рассказал, как новичку стать продакт-менеджером
Профессия продакт-менеджера становится все популярнее, в прошлой статье мы выяснили, чем занимается продакт и в чем его роль. Профессия относительно новая, требования к специалистам постоянно изменяются, а отучиться на продакта в университете проблематично: в большинстве университетов таких программ просто нет.
Разбираемся, какими знаниями должен обладать продакт менеджер, как правильно составить резюме и чего ждать от собеседования? Реально ли стать стать продактом без реального опыта работы?
Содержание
- Навыки продакт-менеджера
- Что должен знать junior product manager?
- Где продакт-менеджеру получить опыт?
Какие навыки нужны продакт-менеджеру?
Аналитика
Product manager должен уметь работать с системами аналитики. Навык можно разделить на две составляющие: смысловую и техническую. К первой относятся понимание, с какими метриками работать, какие данные нужны для их расчета, что можно делать с полученными данными и т.п. Ко второй — знание SQL, Python, Google Analytics, «Яндекс.Метрика» и других систем в зависимости от сферы деятельности.
Экономика
Так как конечная цель любой компании от реализации продукта — получение прибыли, продакт-менеджер должен разбираться в юнит-экономике и применять ее в работе над продуктом. Не лишним будет умение «читать» отчет о прибылях и убытках, способность определять маржинальность, искать точки роста продукта.
Дизайн
Сегодня дизайн играет одну из ключевых ролей в разработке продуктов. Можно создать крутое приложение, очень полезное, но из-за устаревшего оформления и неудобного интерфейса высокого спроса не будет. Поэтому важно понимать основные графические решения, разбираться в юзабилити, уметь «строить» удобные интерфейсы и следить за современными тенденциями.
Управление командой разработки
Product manager создает стратегию реализации и развития продукта, делит длинный путь на короткие этапы. Для реализации планов требуется найм команды специалистов, а иногда нескольких для разных этапов. Поэтому учитесь управлять людьми, доносить до них свои мысли, мотивировать, планировать, и распределять роли.
Исследования
Вы должны не только знать об основных инструментах для исследований, но и уметь применять их на практике. Причем далеко не все методы универсальны. Одни лучше использовать в первой ситуации, другие — во второй. От правильности выбора методов исследования зависит точность определения ценностей и перспектив новой идеи.
Soft Skills
Самостоятельность
Если ранее вы работали под руководством кого-то и выполняли поставленные задачи, то теперь должны будете определять их для других. А если вы не самостоятельны, не можете брать на себя ответственность, принимать решения и выполнять задачи, управлять командой не получится.
Во многом этот скилл зависит от собственного желания и жизненного опыта. Изучение литературы и прохождение специальных курсов поможет стать более самостоятельным. А еще лучше — начать брать инициативу в свои руки, просить индивидуальные проекты и учиться этому сразу на практике.
Переговоры с учредителями
Уметь доносить идеи нужно не только до команды, но и руководства компании (инвесторов). Последние вообще щепетильно относятся ко всем идеям и не бегут выделять ресурсы, потому что боятся принять неверное решение. Вы должны уметь убеждать, доносить идеи, аргументировать и правильно отвечать на вопросы.
Лидерство
Вы можете сказать, что лидерство дано не каждому, приобретается только с рождением. На самом деле «нотки» лидера есть в каждом человеке, просто не все могут отдельные элементы выстроить в целостную картину. Вы должны уметь не только определять задачи и планировать их выполнение, но и мотивировать всю команду, превращать трудности в интересные задачи и т.п.
Коммуникация
Создание продукта — сложная система, состоящая из множества взаимосвязанных элементов — специалистов. Каждый человек имеет свои особенности: кто-то вспыльчив, кто-то закрыт, а кто-то, наоборот, готов общаться со всеми по несколько часов подряд. Ваша задача — построить внутри команды коммуникацию между каждым элементом. Это сильно влияет на успех продукта: от плотности взаимодействия зависит конечный результат.
Что должен знать junior product manager?
Сфера продакт-менеджмента постоянно развивается, появляются новые подходы и фреймворки. Новичку стоит начать с основ, которыми должен владеть каждый продакт-менеджер:
- Устройство продуктов в интернете (сайты и приложения).Специалистам из сферы ИТ, скорее всего, это известно. Если вы работаете в другой отрасли, тогда прочитайте «INSPIRED: How to Create Tech Products Customers Love».
- Ключевые понятия unit-экономики и экономики. Разобраться в этом вопросе поможет выступление Ильи Красинского. Оптимальный вариант — получение высшего экономического образования. Если такой возможности нет, подумайте о прохождении какого-нибудь курса или повышении квалификации.
- Понимание процессов разработки. Существует несколько популярных подходов: Waterfall, Agile, Scrum, Kanban. Разбираться в каждом на профессиональном уровне не требуется, но базовые отличия знать необходимо. Начните изучение с книг «Scrum. Революционный метод управления проектами», «Спринт. Как разработать и протестировать новый продукт всего за 5 дней» и «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup».
- Основы UX-дизайна и проектирования интерфейсов. За внешнее оформление продукта отвечает отдельный специалист, но product manager все равно должен быть знаком хотя бы с основами дизайна для объективной оценки выполненной работы. Для начала прочитайте книги «Алан Купер об интерфейсе. Основы проектирования и взаимодействия» и «Дизайн для недизайнеров». Отслеживайте международные конкурсы по типу FWA, D&AD, Awwwards, CSS Design Awards, чтобы быть в курсе современных тенденций.
- Устройство интернет-маркетинга. Одна из главных задач продакта — выведение продукта на рынок и дальнейшее продвижение. Вы должны знать основные каналы продвижения. Для начала разберитесь в отличиях между контекстной рекламной, поисковым продвижением, ретаргетингом и СРА-сетями.
- Основы веб-аналитики. Анализ статистических позволяет понять, что нуждается в доработке, какие гипотезы стоит протестировать, а что оставить как есть. Если хотите работать менеджером продукта, познакомьтесь с популярными системами аналитики: Google Analytics и «Яндекс.Метрика» — для сайтов, Adjust, Amplitude и AppMetriсa — для мобильных приложений. Прочитайте книгу «Lean Analytics: Use Data to Build a Better Startup Faster» и посмотрите курсы ознакомления по работе с основными системами.
- Принципы тестирования и исследований. Проверка гипотез и теорий помогает найти оптимальные пути решения задач. Ее проводят разными способами в зависимости от конкретной ситуации. Для изучения разных методологий прочитайте «Quantitative and Statistical Research Methods: From Hypothesis to Results», «Designing with Data: Improving the User Experience with A/B Testing» и «Lean Customer Development: Building Products Your Customers».
Где продакт-менеджеру получить опыт?
Основная проблема профессии product manager это необходимость практики. Даже начинающему специалисту недостаточно читать книги и смотреть обучающие видео, чтобы улучшать свои навыки. Как не раз говорил Илья Красинский: «продакт-менеджер измеряется в кейсах». Где же начинающему специалисту получить первый опыт?
В стартапе
Многим стартапам часто не хватает сотрудников, так как они только запускают свой продукт и возможности содержать большой штат сотрудников по-просту нет. Поэтому, стартапы часто отдают предпочтение кандидатам без опыта, но с большим желанием. Если вы готовы с головой погрузиться в работу и брать большое количество задач, то стартап — отличный вариант для старта карьеры. Помните, что недостаток опыта вам придется компенсировать усердием и невысокой зарплатой.
На стажировке
Компании часто ищут стажеров, чтобы разгрузить собственных специалистов от рутинных задач. Для новичка в продакт-менеджменте это отличная возможность войти в профессию: к вам приставят более опытного продакта, который делегирует вам часть своих обязанностей. Если вы успешно проявите себя на стажировке, есть возможность попасть на позицию junior. Из минусов отметим, что у компаний часто нет возможности и желания качественно онбордить стажера. Поэтому высока вероятность, что вам передадут операционные задачи, которые на прямую не входят в компетенцию продакт-менеджера.
В пет-проекте
Развитие своего продукта полезно не только начинающим, но и middle продакт-менеджерам. Работа над пет-проектом позволяет пройти все стадии развития продукта: от создания идеи и MVP, до поиска точек роста и новых возможностей. Остается только найти единомышленников и запастись терпением, в большинстве случаев пет-проект — инвестиция в будущее.
Курсы
Часто новичкам не хватает не только опыта, но и системных знаний. Сфера продакт-менеджмента новая, а необходимая информация разбросана по всему интернету и не систематизирована. Преимущества курсов в том, что вся необходимые для продакт-менеджера знания собраны в единую программу, рассчитанную на поэтапное освоение профессии. Большинство курсов построены с упором на практику, а поддержка ментора позволит разобраться с непонятными вопросами.
Такой курс есть и у Productstar — «Профессия: Продакт-менеджер». Курс ориентирован на новичков в сфере продакт-менеджмента и включает гарантию трудоустройства. Наш HR-специалист поможет вам составить резюме и поможет пройти ваше первое собеседование на должность продакт-менеджера.
Подпишись на нашу рассылку и получай свежие полезные материалы каждую неделю
Нас читает 11 000 человек