Кто такой продакт-менеджер?

Михаил Карпов – Кто такой продакт-менеджер?

Михаил Карпов

Founder & CEO ProductStar
ex-Product Director Skyeng

15.05.2022 / Время чтения: 5 мин.

Время на прочтение: 5 минут(ы) Михаил Карпов, Founder & CEO ProductStar, ex-Product Director Skyeng, помогает разобраться, кто такой продакт-менеджер?

Кто такой продакт-менеджер?
Время на прочтение: 5 минут(ы)

Продакт-менеджер — одна из наиболее перспективных профессий сферы IT. Далеко не все знают, кто это такой, какие задачи выполняет и за что отвечает, некоторые и вовсе путают продакт-менеджера с генеральным директором. 

В этой статье подробно рассмотрим эту специальность, поговорим об обязанностях и зоне ответственности. Если вы планируете пойти учиться на менеджера продукта, но еще сомневаетесь, информация из материала поможет принять окончательное решение.

Содержание

  1. Кто такой продакт-менеджер?
  2. Чем занимается продакт-менеджер?
  3. Что нужно знать продакт-менеджеру?
  4. Навыки продакт-менеджера
  5. KPI продакт-менеджера

Кто такой продакт-менеджер?

Product manager — человек в компании, который отвечает за создание и выход на рынок нового продукта. Должность продакт-менеджера появилась не так давно, поэтому статьи и разные специалисты дают разные определения. Неразбериху в понятиях создает и то, что все организации трактуют продакта по-разному. В этом можно убедиться, если посмотреть актуальные вакансии на любом сайте по поиску работы.

Можно подумать, что фирмы сами не до конца понимают, кого ищут. Но дело в другом: перечень обязанностей и зона ответственности продакт-менеджера не может быть одинаковой везде, потому что компании создают разные продукты. Это зависит от сферы деятельности и поставленных целей. 

Если просмотреть сотни вакансий и провести глубокий анализ, становится понятно, что продакт-менеджер — специалист, работающий на стыке бизнеса, маркетинга и программирования. Он на всех этапах контролирует работу над новым продуктом, взаимодействует с инвесторами и пользователями и продолжает развивать свое детище после окончания технической реализации. 

Это не простая, но очень перспективная профессия. Если вы заинтересованы в ее получении, то должны быть готовы к постоянному всестороннему развитию в зависимости от появления новых задач. Продакт-менеджер — это не только управленец, но еще немного программист, маркетолог, дизайнер и т.п.

Чем занимается продакт-менеджер?

Основная задача — управление всеми процессами по разработке нового продукта. Сюда относятся принятие или отклонение идей, обеспечение технической реализации, формирование подробной отчетности для дальнейшего анализа и улучшения бизнес-процессов. 

Полный перечень обязанностей зависит от конкретной компании. Изучая очередную вакансию, на этот блок обращайте внимание в первую очередь. Например, одна фирма доверяет своему продакту и передает ему полномочия по генерации новых идей. Другая организация самостоятельно создает стратегию развития, включая в нее разработку необходимых продуктов, а менеджеру остается контроль реализации.

Также важно отличать продакт от проджекта. Первый разбивает создание нового продукта на несколько этапов (проектов), второй (обычно их несколько) контролирует выполнение каждого этапа в установленные сроки в рамках имеющихся ресурсов. Условно: продакт создает стратегию и нанимает помощников (менеджеров проектов), которые отчитываются перед ним по каждому этапу работы. 

Пока происходит реализация каждого этапа, продакт взаимодействует со всеми вовлеченными в работу специалистами, проводит анализ рынка, определяет целевую аудиторию, проводит тестирования и т.п. 

Что нужно знать продакт-менеджеру?

Стратегическое мышление

Один из ключевых скиллов product manager, который применяется для генерации идей и создания стратегии развития. 

Задача любого продукта — создать выгоду и ценность для клиентов. Поэтому менеджер анализирует аудиторию, рыночные условия и конкуренцию, создает «картинку» идеи и презентует команде (руководству). Причем анализирование не останавливается после окончания реализации, оно делается постоянно. 

Например, сделана платформа для формирования отчетных документов малого бизнеса (накладные, акты). Все работает, все хорошо. Без анализа потребностей рано или поздно система «затухнет» и станет невостребованной. Но благодаря постоянному изучению рынка продакт-менеджер определяет новые тенденции и «боли» клиентов. Вводится новый функционал, потребитель доволен, система продолжает нести ему выгоду и ценность. 

Планирование

Без грамотного планирования, распределения задач по времени, формирования общей дорожный карты достигнуть поставленных целей невозможно. Поэтому менеджер продукта должен уметь не только придумывать идеи, но и планировать их реализацию в мельчайших деталях. 

Построение коммуникаций 

Продакт-менеджер регулярно взаимодействует и общается с десятками специалистов, вовлеченных в работу: программисты, дизайнеры, маркетологи и т.п. Важно уметь грамотно общаться с любым человеком в соответствии с его характером и темпераментом и доносить свои мысли. 

А так как проект — совокупность взаимосвязанных элементов, созданием которых занимаются разные специалисты, для получения хорошего результата важна стабильная коммуникация между ними. Менеджер должен уметь ее налаживать. 

Дорожная карта — хороший способ создания коммуникаций между разными отделами. Если она проработана детально, сотрудники компании будут знать, с кем взаимодействовать на той или иной стадии разработки. 

Ведение документации

Создание продуктов не обходится без ведения документации. Продакт, как руководитель, должен уметь ориентироваться в ней и составлять новую. Чаще всего, продакт-менеджер сталкивается со следующими типами документов: 

  • предпроектная — описание идеи, круг обязанностей, техническое задание; 
  • проектная — план выполнения работ, технический контроль, график; 
  • рабочая / исполнительная — подробное описание продукта, отчеты о выполненных работах, чертежи, графики, дополнительные планы, отдельные задачи; 
  • итоговая — отчет о проделанной работе, руководство по эксплуатации и прочее; 
  • бухгалтерская (редко) 

Работа с подрядчиками

Часто для реализации задуманного необходимо приобретение дополнительных материалов, заключение сотрудничества с новыми специалистами, приобретение инструментов, разработок и т.п. Для быстрого получения ресурсов по минимальной стоимости нужно уметь работать с подрядчиками, вести переговоры, договариваться о дополнительных условиях и т.п. 

Остальные навыки продакта зависят от сферы деятельности. Например, если он работает в студии по созданию приложений, должен уметь создавать прототипы приложений для тестирования идей. Это снижает нагрузку на разработчиков. 

Навыки продакт-менеджера

Рассмотрим обязанности, выполняемые менеджером продукта. Как уже говорилось ранее, основная задача — разработка новых продуктов, соответствующих трендам и потребностям пользователей. Другие обязанности: 

  • проведение рыночных исследований, анализ рынка для определения основных потребностей клиентов; 
  • реализация продуктовых линеек, тестирование новых идей; 
  • проведение конкурентного анализа, сравнение аналогичных продуктов по многочисленным характеристикам; 
  • проработка маркетинговых коммуникаций; 
  • взаимодействие с директором по продажам для создания стратегии продаж; 
  • работа с клиентами и отделом продаж для оценки результатов реализации; 
  • формирование долгосрочных и краткосрочных прогнозов продаж, предоставление аналитики руководству; 
  • вывод новых продуктов на рынок, анализ рентабельности (ROI); 
  • создание маркетинговой стратегии совместно с маркетологами; 
  • ценообразование на основе исследования рынка, производственных затрат и ожидаемого спроса; 
  • составление графика и определение эксплуатационных требований; 
  • управление командой: обучение кадров, планирование, контроль и оценка выполнения задач; 
  • самообучение, посещение семинаров и других образовательных мероприятий (например, курсы повышения квалификации). 

Пример

Рассмотрим простенький пример. Руководство поставило задачу: создать информационное приложение на самых востребованных мобильных платформах для любителей футбола. Продакт разделит работу на несколько этапов: 

  1. Анализ рынка мобильных платформ, определение самых востребованных. 
  2. Анализ рынка информационных приложений для любителей футбола, определение первоначальной концепции. 
  3. Планирование основных этапов разработки в соответствии с первоначальной концепцией. 
  4. Сбор команды, определение проджект-менеджеров на каждый этап. 
  5. Выбор способов монетизации (получения прибыли) продукта, создание маркетинговой стратегии. 
  6. Контроль и оценка выполненной работы. 
  7. Выход на рынок, запуск рекламной кампании приложения. 

В действительности работа продакт менеджера на каждом этапе будет усложнятся. Проанализировать приложение и найти точку роста, собрать обратную связь с пользователей и сгенерировать идеи по улучшению продукта — типичные задачи продакт менеджера. Но даже на примере видно, что продакт комплексно отвечает за развитие продукта.

KPI продакт-менеджера

Работу продакта оценивают по нескольким критериям, которые разделены на две группы: внутренние и внешние. 

Внутренние критерии — то, насколько продакту удалось организовать взаимодействие внутри команды и насколько каждый специалист имеет доступ к необходимой информации. Если это сделано на хорошем уровне, все члены команды довольны, значит, внутренняя эффективность работы высокая. 

Такие критерии трудно измерят в цифрах, но если в коллективе хорошая атмосфера, все настроены на работу и достижение целей, значит, со своими обязанностями менеджер продукта справляется. 

К внешним факторам относят многочисленные метрики продукта на рынке (перечень определяется в каждом конкретном случае): финансовые результаты, удовлетворенность клиентов и стейкхолдеров.

Для каждого продукта такие показатели будут индивидуальны. Сервис стриминга музыки и онлайн-магазин сильно отличаются по своей модели, чтобы оценивать их по одинаковым показателям. В среднем, чаще всего продакт менеджеры чаще стремятся к улучшению следующих показателей:

  1. Количество покупок и новых пользователей по отношению к текущей аудитории. Метрики показывают популярность продукта, над которым работает менеджер и его команда. 
  2. Маржинальность. Фактический объем продаж сравнивают с плановыми показателями. 
  3. Активные пользователи. Оценивают, сколько людей ежедневно используют продукт. 
  4. Customer Retention Rate (CRR). Коэффициент удержания новых пользователей, ведь важен не только прирост, но и количество оставшихся людей. 
  5. ROI. Показатель рентабельности доходов по отношению к рекламным расходам. Показывает, окупились вложенные средства или нет (показатель должен быть больше 100%). 

Некоторые компании дополнительно оценивают эффективность работы продакт-менеджера по срокам разработки, успешности запуска пилотной версии продукта и т.п. 

В следующих статьях мы рассказываем, как стать продакт-менеджером с нуля и как составить резюме продакт-менеджеру.

Для всех, кто хочет начать карьеру в продакт-менеджменте у нас есть курс «Профессия: Продакт-менеджер». Программа ориентирована на новичков в сфере IT: изучите все необходимые навыки и найдите первую работу с помощью нашего HR-специалиста.

Подпишись на нашу рассылку и получай свежие полезные материалы каждую неделю

Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки

Нас читает 11 000 человек

Станьте продакт-менеджером с нуля

На курсе "Профессия: Продакт-менеджер" вы освоите все ключевые навыки и начнете путь в перспективной профессии. Наш Карьерный Центр гарантирует трудоустройство и поможет вам правильно составить резюме, пройти собеседование и испытательный срок.

Посмотреть